Принцип перевернутой пирамиды в журналистике и копирайтинге
Выберите рубрику блога

Принцип перевернутой пирамиды: начиная и заканчивая текст

Привет, снова с вами Павел Тимощенко!

Принцип перевернутой пирамиды – способ быстро и безотказно донести важную информацию до читателя. Его начали применять в журналистике, но он актуален и для копирайтеров. Сегодня мы познакомимся с ним.

Мальчик смотрит на пирамиду в Египте верх ногами

Обращаясь к истокам

Возник этот принцип во времена использования телеграфа для передачи информации о важных событиях. Она должна была быть максимально сжатой и полной, чтобы вместиться в короткое сообщение. Очень скоро издатели газет пришли к выводу, что читателям импонирует возможность получить самые главные факты в первых строках – газеты читают для информации, а не для удовольствия.

Согласно принципу перевернутой пирамиды, самая ценная и важная информация помещается в начало статьи, по мере продвижения к ее концу, уменьшается и важность, а также насыщенность.

Этим такая подача информации напоминает перевернутую пирамиду.

Схема перевернутой пирамиды

В основании, которое находится сверху, должны быть краткие ответы на главные вопросы. К ним можно отнести следующие:

  • Что?
  • Когда?
  • Где?
  • С кем/Кто?
  • Как?
  • Почему?
  • Доколе

К такому «экстракту» относится заголовок и лид статьи.

Расширение информации идет далее, в основной части, этот блок подкрепляется цитатой. Потом опять описание событий и снова цитата.

В конце можно дать развернутый комментарий с каким-то мнением.

А завершается это напоминанием предыстории: что привело к событию, ставшему главной темой статьи.

Еще раз подчеркну: использование этого принципа характерно именно для новостей, потому чаще всего применим в журналистике. Он не подходит для критики или художественного текста.

Перевернутая пирамида выстраивает материал не вокруг идей или хронологии, но вокруг фактов.

Митчел Стивенс «История новостей»

Сейчас по интернету бродят разные вольные вариации на эту тему, которые подогнали под копирайтинг и маркетинг. Однако лучше все-таки обращаться к первоисточникам, не находите?

Использование в копирайтинге

Часто принцип перевернутой пирамиды используют для распределения ключей по тексту, насыщая ими начало и постепенно уменьшая к концу. Как думаете, способствует такой способ оптимизации сайта или нет?

Даже при построении статьи без ключевых слов, такой подход может сослужить хорошую службу, когда жесткие правила помогут вычленить из моря информации важные факты.

Водолаз вычленяет артефакты

В любом случае, эту схему построения статьи стоит держать в голове. Она позволяет организовать и дисциплинировать мышление, избавиться от лишней воды в текстах.

Женщина выжимает белье

Поначалу может быть непросто вписывать иногда весьма развернутую информацию в такую жесткую структуру.

Эта форма помогает развить навыки критического мышления, анализа и синтеза, то есть основы ясности мышления и текста.

Журналист и писатель Чип Скэнлен

Иногда новички не желают овладевать азами, считая их устаревшими и ненужными.

Учительница в школе учит детей алфавиту

Однако они не правы. Редко можно создать что-то новое на пустом месте. Подобные принципы в написании текстов  и есть эта база. Принцип перевернутой пирамиды, AIDA – овладев ими, райтер сможет писать по-настоящему сильные тексты, которые будут работать.

Это навыки «высшей лиги» копирайтеров, а труд на этом уровне уже не заключается в выдаче десятков тысяч знаков для заполнения огромного количества сайтов, которые мало кто читает. Тут стоит задача создать эффективный текст, который попадет в точку.

Задача удержать внимание читателя возникла задолго до появления профессии копирайтера. Этим же занимались журналисты еще в позапрошлом веке, конкурируя за читательскую аудиторию. Тогда и возник так называемый «принцип перевернутой пирамиды» — способ быстрой и насыщенной подачи новостной информации. О его эффективности ведутся споры, но он по-прежнему пользуется популярностью у всевозможной пишущей братии.

До связи!

Принцип перевернутой пирамиды: начиная и заканчивая текст
5 (100%) 1 vote

Комментариев: 2

  1. Арина

    Моя знакомая только сегодня спрашивала алгоритм написания статей ( у нее нет такого опыта). Так что , думаю, ваша статья будет ей полезна =)

    Ответить
  2. eun

    У меня новостной сайт, поэтому статья в тему, спасибо!

    Ответить

Оставить комментарий

=) 8) :( ;( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* *LOL* ]:-> *MACHO* *EEK*