Как составить схему предложения: вспоминаем школу
Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог.
Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.
Порядок составления схемы предложения
- Определить тип предложения по цели высказывания и по интонации. Предложения по цели высказывания делаться: на повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные.
- Найти основу – подлежащее и сказуемое. Основа ‑ это главная мысль предложения, та важная информация, которую мы хотим донести.
- Определить тип предложения по строению: простое или сложное.
- Разбить сложное предложение на простые составляющие. Отметить границы простых предложений.
- Выделить причастный или деепричастный оборот, проследить перечисления.
- Определить союзную связь. Проверить правильность применения сочинительного или подчинительного союза.
Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.
Схема простого предложения
Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.
Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:
Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:
- Простым: «Михаил сочинял».
- Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване».
- Составным именным: «Миша был другом для меня».
В простом предложении может быть обращение:
Иван, сядь в левый ряд. Схема предложения следующая
[│О│,…..].
Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.
К несчастью, такое случалось довольно часто
[│ВВ│,…..].
Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.
Не отрывая глаз, смотрел на нее пес
[│ДО│, Х …].
Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.
[ Х,│ ПО│, …..].
В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.
«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.
«[П!]»- [а].
«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».
«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».
Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.
Схема сложного предложения.
Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.
Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.
Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.
Схема здесь несложная […..], и […..].
В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.
Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.
[…..], (что ….).
Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.
[…..], (которым ….).
Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.
Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.
Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.
[…..] — […..].
В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.
Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.
Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.
[…..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].
Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.
Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.
[…..],
↓ что?
(что ….),
↓ какой?
(который ….).
Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.
Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.
[…..]
↓ когда? ↓ зачем?
(когда ….), (чтобы ….).
В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.
Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.
[…..]
↓ что? ↓ что? ↓ что?
(как ….), (как ….), (как ….).
Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.
Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.
Найди 10 отличий
слыш с у к а сам двоешник понел.
на правду не обижаються
Помогите составить схему)))
Ему всего пять лет было
Было — глагол, подлежащего нет
Ему – субъектное дополнение
всего пять лет – составное подлежащее (всего – несамостоятельное слово, не играет никакой роли)
Ну вот — хотя бы почитаю статьи — и школу вспомню. Как предложения разбирать.
слыш с у к а сам двоешник понел.
Ты то отличник наверно
Никогда бы не смогла правильно составить схему к такому необычному предложению.
Помогите составить схемы:1) Управитель бибиковской тещи был человек горделивый, потому что, по необразованности своей, считал, как и другие многие, будто государь Бибикову Киев подарил и что тому все, кто тут живет, ему будто принадлежат вроде крепостных и должны все делать.
2) Весь этот ученый народ, как семинария, так и бурса, которые питали какую- то наследственную неприязнь между собою, был чрезвычайно беден к прокормлению и притом необычайно прожорлив; так что сосчитать, сколько каждый из них уписывал за вечерею галушек, было бы совершенно невозможное дел; и потому доброхотные пожертвования зажиточных владельцев не могли быть достаточны (Н. Гоголь).
3) Если бы Нехлюдов ясно сознал бы свою любовь к Катюшке и в особенности если бы тогда его стали убеждать в том, что он никак не может и не должен соединить свою судьбу с такой девушкой, то очень легко могло случиться, что он, с своей прямолинейностью во всем, решил бы, что нет никаких причин не жениться на девушке, если только он любит ее.
Да уж, ну и посылают же люди такие просьбы... Совсем не рядовые предложения. Да за составление схем таких предложений нужно деньги брать в двойном размере.
Всё сложно :О
спасибо!!!я так долго искала схемы в интернете!
спасибо!!!я так долго искала схемы в интернете! и я девочка
Нахлынули воспоминания о школьных годах, хотя многое уже позабылось. Спасибо за теплые воспоминания, возможно еще пригодится
Помогите пожалуйста!
Запиши предложен е. Слова раздели на слоги поставь ударение . Составь схему предложение .
У Ирины лимоны и бананы.
Белые бараны били в барабаны
помогите составить по схеме как о, так и о пажалуста
Шумим, братец, шумим,
Помогите составить схему предложения ,Чудным звоном заливается колокольчик;гремит и становится ветром разорванный в куски воздух;летит мимо всё,что ни есть на Земле,и,косясь,постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...
8)
Не двухсоставное, а двусоставное предложение.
Точняк , спасибо
Помогите ,мне составить схему. В голубом небе ярко сияло солнышко
Помогите ,мне составить схему. В голубом небе ярко сияло солнышко
не нашла как посмотреть свои ошибки, а так хотелось!!
В смысле двоечники??
Все работы хороши, выбирай на вкус!
Автор, такое количество грамматических и пунктуационных ошибок в вашей статье! Видимо, вы основательно подзабыли правила русского языка!
Ну я и не знал ее, у меня тройка по русскому
Помогите составить схему!
В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старинному поверию, родители мои устроили гадание: они разложили крест, рюмку, детскую саблю и книжку.
пошёл нахуй я не двоечник у меня 8 по русском,я просто зашёл повторить перед кр
заметно, что как раз двоечник)))))
Те кто говорят что у автора самого проблемы с русским, ну да ошибки есть но скажите спасибо что хоть показали как это ДЕРЕМО разбирать. Те кто жалуются что они не двоечник, автор это сказал для прикола идиоты. Те кто просят им разобрать предложения, там сверху написали все, учитесь сами и пробуйте!!!!!
Спасибо друже
Помогите построить схему к слову,А раз ты такой хитрый, Денис, дай-ка я задам тебе задачу
Всмысле двоечник?!?! Ору от автора🤣 Сам наверно такой
Да
ЭТИ ЦЕПИ НА МНЕ ЭТУ СУКУ ТАК МАНЯТ ЗАКАМЕНЕЛ БУТА КАМЕНЫ КАМЕН ]:-> ]:-> ]:->
ППЦ!!! Шиза крепчает!