Стиль текста это его одежда: как вы одеваете свой текст?
Привет, дорогие читатели!
Продолжим разговор о стилях. Для каждого случая – свой стиль общения, каждой аудитории – свой стиль написания. Получается, что стиль текста, оформление ‑ это его «одежда». Совсем как у людей, не правда ли?
Если перед вами парнишка в кроссовках и спортивной форме, то первая мысль – это спортсмен. Мужчина в строгом костюме с портфелем – бизнесмен. Про человека по его одежке сказать можно немало, а про текст? Стилистика текста – определение «сферы работы» публикации.
Этот тест покажет насколько вы разбираетесь в стилях текста.
Место | Имя | Записано | Баллы | Результат |
---|---|---|---|---|
Таблица загружается |
Каждая статья на блоге – выбор общения, подбор самого актуального стиля. Успех публикации определяется точностью выбора. Читатель не может посмотреть в глаза автору, не может услышать его голос, интонации, увидеть выражение эмоций. Зато ему доступен своеобразный диалог с ним.
Есть точное научное определение: стилем называется система организации способов и средств языка, сложившаяся за время его развития. Каждый стиль – отдельная система, всего их пять, как вы помните. Стиль текста и стиль речи – одно и то же. Об этой теме я, забавно, писал тут.
По сути, стиль – способ выражения собственных чувств, то, как автор думает, озвучивает свои мысли. Один и тот же факт представить можно по-разному. И для этого используются разные средства, в том числе и стиль.
Для неофициальной обстановки готовить серьезное выступление с научно-обоснованными тезисами, доказательствами, определениями и прочим набором научного стиля неуместно, так как аудитория не поймет подобного отношения. Да и автор будет очень разочарован, если заметит отсутствие интереса к проделанной им работе. А причина проста ‑ неверный выбор стиля.
Собрание акционеров в солидной компании не предполагает выступления хотя бы одного из сотрудников в стиле рэп: такого новшества не поймет и не оценит никто. Причина проста: неуместность. Значит, для стиля обязательно соответствие обстановке.
Исключения, разумеется, бывают. И художественный или литературный стиль – прямое тому подтверждение. Эту одежду можно надевать на любой текст: она окажется всегда впору.
Но вот что интересно: иногда мы думаем не так, как выражаем мысли. Пример? На вопрос о том, почему он домой пришел так поздно, сын отвечает маме, что задержался на классном часе, где они решали проблему повышения успеваемости. Выражение принадлежит стилю деловому.
Это явный канцеляризм. Но пользуется им ребенок! И использование непонятного, хотя и слышанного не раз выражения, всего лишь попытка подняться на один уровень со взрослыми. Вряд ли точно так же ребенок отвечает приятелю на тот же вопрос. Почему же маме можно сформулировать ответ в подобном стиле? Да потому, что это попытка войти в контакт на новом уровне, более «взрослом».
Но возможен и второй вариант – канцеляризмы необходимы, чтобы избежать наказания. Опоздал? Конечно! Виноват? Нет, проблема повышения… и так далее. Проще сказать, что пол-класса написали контрольную на «двойки» и их оставили переписывать задания. Все понятно. Но не звучит!
Еще вариант заведомо неправильного выбора стиля – употребление делового стиля для изложения содержания известной детской сказки:
«Гражданка Коза, проживающая в Дремучем Лесу, оставила проживающих с ней несовершеннолетних детей одних. Этими обстоятельствами воспользовался ранее судимый гражданин Волк, похитивший козлят с целью получения выкупа». Получается неплохое пособие для начинающих юристов: стилистика соблюдена, но читается намного веселее.
Сложнее со стилем научным: большая часть читателей не понимает профессиональных терминов, и сообщение первоклассникам «о наличии сапфирового стекла в полимеризированном чехле», отличающемся устойчивостью к воздействию ультрафиолета» воспринимается как иностранный язык. Хотя человек рассказал о происшедшем событии на полностью понятном языке. Но только ему одному понятном.
Получается, строгая «одежка» уместна далеко не всегда. Значит, разговорный стиль понятен всем! Так почему бы не пользоваться только им? По тем же причинам: сфера использования разговорного стиля ‑ неофициальная обстановка.
К примеру, рассказ о своем хобби, изложенный в резюме:
Если ты читаешь это, то ты в теме. Драйв — вот что нужно! Адреналин зашкаливает, крышу сносит, и по барабану от чего‑ от скейта или роликов, пока есть кому бросать вызов. Круто!
Далеко не все понятно, кроме одного: мысли изложены настоящим экстремалом, а вот насчет уместности выбора стиля…
Понятно одно: стиль речи не просто выражение собственных мыслей, это способность излагать их на одном с читателями языке. Если человек, не понимает написанного, то читать статью он не станет, пусть она и суперполезная. Значит, «одежду» для текста подбирать важно к определенному поводу, а не подгонять повод к уже выбранной «одежке».
А вы что думаете об этом? И подберите одежду для стиля своего комментария к этой статье. С вами был Павел Ямб. До связи!
Забавно, посмотрите на стиль оленя и богомола:)