Копирайт: что же это такое, и какой бывает
Приветствую вас, друзья! Павел Ямб на связи. Сегодня немного поговорим о копирайте и копирайтинге. Фишка в том, что многие называют рерайтинг копирайтингом, и копирайтинг копирайтом.
Защита прав автора
В английском Copyright – авторское право (постарайтесь больше не путать с copywrighting). Оно вступает в силу после создания текста. Даже еще неопубликованная статья принадлежит автору. Доказать это просто: есть файл с ней, где указана дата создания. Можно при необходимости распечатать документ и заверить нотариально, как доказательство авторства. При особой ценности статьи можно проставить под ней свои фамилию, имя либо установить защитную маркировку: букву «с» в скобках и кружке.
При работе через биржу статей авторские права оговорены во время регистрации. В пользовательском соглашении сказано про потерю прав на статьи (или публикацию) после продажи. Оспаривать бессмысленно, зато можно переговорить с заказчиком, чтобы получить разрешение на указание авторства для размещения статьи в портфолио либо на другом сайте, чтобы проблемы не возникало.
Если работа с заказчиком планируется постоянная, то вначале он может дать тестовое задание. Хотя опытные копирайтеры этого очень не любят, новички раз за разом ведутся. Далее вариантов развития событий несколько. Первый – статья не подходит. Второй – вакансия закрыта. В обоих вариантах статью можно обнаружить в дальнейшем опубликованной под чужим авторством.
Свое доказать нетрудно, собрав все материалы о его подтверждении: распечатанный файл с указанием даты создания и своих ФИО, переписку с заказчиком и адрес сайта, разместившего статью. Все заверяется у нотариуса. Заказчику направляется претензия с собранными доказательствами обычной почтой или на э-майл со сканами документов. После игнорирования претензии можно обратиться в суд.
После получения заказа и его выполнения работодатель не принимает работу, прося автора отказаться от выполнения, чтобы не испортить рейтинг. А затем райтер обнаруживает статью опубликованной. Действия такие же, как после публикации якобы тестовой статьи. Действовать так нужно и в случае просьбы переписывания в другом стиле, при публикации и первого, и второго вариантов.
Вариантов ответственности на нарушение прав несколько:
- штраф в пользу государства;
- штраф в пользу автора;
- лишение свободы на срок до пяти лет.
Виды копирайтинга
Копирайтинг - написание уникальных текстов на заказ, используя собственный опыт или несколько источников информации, сочинение на заданную тему.
Копирайтер — автор, получивший заказ написать статью на определенную тему и указания по выполнению работы. Автор подбирает стиль изложения, так как владеет всеми или знает их и понимает, в чем отличие одного от другого.
В копирайтинге есть несколько направлений. Самые популярные – обычный и СЕО-копирайтинг.
- Обычный – текст уникальный, не имеющий в сети аналогов. Для написания проработан не один источник, а манера изложения фактов и выводов присуща только данному автору. Любое литературное произведение – копирайтинг.
- SEO-копирайтинг отличается содержанием ключей, узнаваемых поисковиками. Мечта сайтовладельца – добиться популярности ресурса и увеличить его посещаемость. Для ее реализации ресурс необходимо наполнять интересными статьями, постоянно обновляя материалы. Это непросто, и на помощь приходит СЕО.
- Сайт выходит на лидерские позиции при высокой уникальности статей. Если прописать в них особые фразы-ключи, которые постоянно запрашивают пользователи, то поиск пройдет быстрее, а популярность ресурса вырастет. Потому заказчики и дают авторам список необходимых для включения в текст слов. И задача райтера создать текст, интересный читателям и привлекающий внимание поисковиков.
- Рерайт – своеобразный подвид копирайтинга. Можно назвать пересказанные чужие мысли уникальными, раз аналогов такому материалу нет. И авторские мысли в переработанном тексте есть.
- Рекламный копирайтинг – написание текстов об услугах и товарах. Самая интересная разновидность. Чтобы посетитель купил товар, чтобы убедить его совершить покупку, важно не только прекрасно разбираться в основах копирайтинга, но и знать психологию продаж. Обычно такие задания дают интернет-магазины или инфо-бизнесмены, для которых важно подробно рассказать покупателям о своих предложениях.
- Спичрайтинг – тексты для выступлений на публике. Главная задача спичрайтера интересно подать главную мысль, чтобы выступление запомнилось и произвело на аудиторию приятное впечатление.
- SMM-копирайтинг – материалы для публикации только в соцсетях.
- Пресс-копирайтинг – публикация для СМИ: релизы, заметки, анонсы, интервью.
- Деловое письмо – деловой материал, к примеру, текст для определенной фирмы.
- Обзор и аналитика – описание товара, либо его тестирование.
- Веб-райтинг – статьи для сайтов. Главная цель таких публикаций – привлечь читательское внимание, удержать его и побудить посетителя совершать определенные действия.
- Перевод – сложная разновидность копирайтинга, переложение с иностранных языков.
- Радио-райтинг – материалы для рекламных роликов на радио. У подвида рекламного копирайтинга есть свои особенности. Необходимо так написать рекламу, чтобы слушателей она заинтересовала.
- Торжественный копирайтинг – создание поздравлений, благодарственных писем.
- Технический копирайтинг – инструкции, правила и рекомендации к услугам и товарам. Необходимы знания в технической сфере. Основная задача публикаций – уменьшить количество обращений в техподдержку.
Есть, конечно, и другие варианты, но эти – самые основные. Между видами четких границ как таковых уже нет. И для каждого веб-автора стоит вопрос защиты своих прав. Его творение выложено на всеобщее обозрение в сети, и знание правовых основ позволит избежать проблем.
При работе напрямую с заказчиком безопаснее заключить письменный договор. Работа через биржу гарантирует защиту прав автора ее администрацией. С вами был Павел Ямб. До связи!