После тренировки мозга добавляем креативность и упорство для золотых идей
Привет, на связи Павел Ямб!
Как вы знаете, работа на себя подразумевает инициативу, находчивость, гибкость мышления и поведения.
Это не работа у конвейера, где нужно запомнить последовательность постоянно повторяющихся движений. Как быть, если чувствуешь, что видишь неполную картину или не знаешь, что делать дальше? Чтобы правильно видеть ситуацию, ставить реальные задачи и достигать успеха, нужна тренировка мозга. А для генерации золотых идей, просто добавьте креативности и упорства.
Этот всемогущий IQ
Чаще всего, когда говорят о развитии и тренировке мозга, имеют в виду интеллект. Однако если наша цель добиться успеха, то нужно понимать, что умственные способности нуждаются в творческом и многостороннем развитии.
Лучшей иллюстрацией может быть история детей, которые первыми прошли тест на IQ, показали высокий результат и стали объектом тщательного и продолжительного исследования. Его проводил Льюис Терман, благодаря которому этот тест и вошел в жизнь практически каждого современного человека. Группа детей получила общее название «термиты», составляла около 1500 детей, за их жизнью и дальнейшим развитием стали вести пристальное наблюдение.
По мере взросления испытуемых Терман собирал новые сведения про их достижения.
Когда его подопечные еще учились в средней школе, он с воодушевлением писал: «Прочтите любую газетную статью, рассказывающую о каком-либо конкурсе, который проводился в Калифорнии, и в списке победителей вы обязательно увидите фамилии одного или нескольких членов нашей талантливой группы». Он предлагал литературным критикам сравнить образцы литературных произведений своих творчески одаренных подопечных с ранними работами известных писателей. И те не могли отыскать никаких различий.
Терман был уверен в том, что термитам уготовано стать будущей элитой Соединенных Штатов.
Малкольм Гладуэлл «Гении и аутсайдеры»
Однако когда талантливые дети повзрослели, оказалось, что в процентном соотношении профессионального успеха достигли столько же человек, сколько в любой произвольно набранной группе детей. А национального признания из них не добился никто.
Многие имели приличный доход – но не баснословные прибыли. Карьеру большинства из них можно считать вполне заурядной, а удивительно много бывших термитов даже сам Терман признал неудачниками.
Среди столь тщательно отбиравшихся гениев ни один не стал лауреатом Нобелевской премии.
Более чем разочарованный Терман написал: «Мы убедились в том, что интеллект и успех нисколько не взаимосвязаны».
Малкольм Гладуэлл «Гении и аутсайдеры»
Так что если когда-то вы проходили тест на IQ и он не выявил у вас хорошо развитого интеллекта – можете радоваться: успех от него не зависит.
Какие тогда нужны упражнения, чтобы головной мозг работал в нужном направлении и помогал нам достигать желаемого?
Один из возможных ответов автор дает в этой же книге:
Рассеянные профессора, послушно плывущие по течению жизни, не получают Нобелевскую премию. Ее получают те, кто целиком и полностью сосредоточен на достижении успеха, а это качество не зависит от аналитических способностей.
Малкольм Гладуэлл. «Гении и аутсайдеры»
Другие составляющие успеха
Хотя исследование Термана и не выявили доминирование интеллекта над всеми остальными составляющими человеческой личности, собранная им информация до сих пор приносит пользу. Например, ученые выявили, какие именно качества личности приводят к успеху, а какие мешают достичь более высокого карьерного роста.
Сейчас тест на способности не ограничивается только тестированием IQ. Не менее важным является эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки и способность к дивергентному мышлению.
Тут мы снимаем стресс...
А тут учимся все успевать.
И вот способы развития творческих способностей человека: //razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-smotrim-na-mir-glazami-rebenka.
Про эмоциональный интеллект я уже вам рассказывал, потому не буду снова на этом останавливаться. Эффективное общение мы с вами тоже обсуждали не раз, а вот дивергентному мышлению давайте уделим внимание, потому что именно им в большей мере обладают те, кто предлагают нестандартные идеи, развивает науку и научно-технический прогресс. Поэтому для выявления таких людей тоже разработали свой способ тестирования.
Тест дивергентных способностей является полной противоположностью тесту на уровень IQ, в ходе которого нужно перебрать ряд вариантов и выбрать один правильный ответ. Он задействует воображение, позволяя мысли работать в разных направлениях.
В тестах дивергентных способностей нет единственно правильного ответа. Того, кто проводит тест, интересуют количество и уникальность предложенных вами вариантов. Этот тест призван оценить не аналитическое мышление, а нечто совершенно иное – нечто приближенное к творческому мышлению.
Малкольм Гладуэлл «Гении и аутсайдеры»
Пройти тест можно тут.
А тренироваться в развитии креативности можно аналогичным образом: просто замените предлагаемые предмет и рисунки на любые другие и фантазируйте, сколько душе угодно.
Когда люди перестают получать удовольствие от поиска новых идей, когда они прекращают экспериментировать и обыгрывать новые возможности, их мышление становится закостенелым, негибким. Они забывают, что мир, в котором живут, в большой степени создается в собственном сознании. Они слишком сосредоточиваются на внешнем, и от этого страдают их ум, сердце и душа. На первый план у таких людей выходят повседневные проблемы, заботы, обязанности, и они забывают сделать передышку хотя бы на миг чтобы осознать, “как они думают”. Наш ум способен найти сотни способов решения проблемы, но для того, чтобы всегда быть в хорошей форме, мы должны постоянно заставлять работать мышцы своего ума. А дать нам это может только хорошо продуманная тренировка.
Повторенье – мать ученья или десять тысяч часов
Думаю, это выражение слышали в школе все. А многие и ненавидели. Потому что зубрежка таблицы умножения, формул, стихотворений, музыкальных гамм в то время казалась совершенно нудным и бессмысленным занятием.
И я пожалуй соглашусь: бесконечное повторение того, что не вызывает интереса, не имеет смысла. Это может взбесить или вогнать в депрессию, но никак не поможет развитию. Однако...
В начале 1990-х гг. психолог Андерс Эриксон с коллегами провел детальные исследования и выявил на примере студентов-музыкантов, что среднее количество часов, которые потратили на занятия музыкой к 20-ти годам лучшие из них примерно равно 10 000. Студенты со средними способностями занимались не более 8000 часов, а посредственные – не больше 4000 часов.
Исследование выявило еще один интересный момент: ни один человек (а это же были действительно талантливые студенты, неоднократно прошедшие отбор, прежде чем попасть в Академию) не добился высокого уровня мастерства за более короткое время. Также не нашлось ни одного студента, который бы прилагал все усилия для совершенствования, но не добился нужного результата.
Приложив эту формулу к людям, достигшим успеха в других областях: спортсменам, шахматистам, писателям и даже преступникам, они убедились, что количество затраченного на развитие навыков время точно такое же: все те же волшебные десять тысяч часов.
Если распределить равномерно эти часы, то нужно заниматься чем-то три часа в день в течение десяти лет, чтобы стать мастером не просто высокого уровня, но уровня эксперта мирового класса.
Даже при детальном рассмотрении жизни и творчества таких всемирно известных личностей, как Моцарт или музыканты из группы «Биттлз», выяснилось, что и у них в жизни были эти самые волшебные 10000 часов.
Таким образом, ученые сделали вывод, что «именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».
Поэтому все, что от нас требуется – найти то занятие, которому захочется посвящать как минимум 3 часа каждый день в течение 10 лет. И это будет лучшая тренировка для нашего мозга.
Вдумайтесь только: ученые доказали, что нет людей, которые бы хотели, но не могли преуспеть в каком-то деле. Способности только определяют направление, в котором человек хочет совершенствоваться. На самом деле, даже самый неграмотный и косноязычный двоечник может стать великолепным писателем. А тот, кто проливает слезы над математическими формулами, вполне способен овладеть высшей математикой в совершенстве.
На мой взгляд, это открытие – просто грандиозное расширение человеческих возможностей до бесконечных далей.
И я очень бы хотел, чтобы мои и ваши возможности ограничивались только нашими мечтами.
До связи!