Как писать новости, чтобы их хотели читать
Вот как я делаю рерайт новостей в портфолио
Привет, друзья и коллеги. Надо ли копирайтеру знать правила написания новостей, если они не являются продающими текстами в чистом виде? С одной стороны, вроде бы ни к чему это. Но в с другой стороны, если вы ведете сайт серьезной компании, то даже новости могут помогать в продажах ее товаров или услуг. Сегодня я расскажу как писать новости, чтобы люди захотели их прочитать.
Содержание статьи
•Классическая схема
•Типы новостей – краткие и расширенные
•Пять вопросов для проверки
•Где брать информацию
•Перед публикацией
Классическая схема
Большинство из нас читает в интернете рерайты новостей. Сайты разного веса и формата просто переписывают одно и то же своими словами. Но есть и другой подход к делу. Возьмем из журналистики приемы, позволяющие писать оригинальные тексты. Пусть лучше кто-то другой потом отрерайтит нашу публикацию, чем мы будем брать конетнт на других сайтах.
Подумайте, если новости привлекают внимание, они должны служить интересам компании, чей сайт вы ведете, а значит и «продавать» ее товары и услуги. Тогда к классическому подходу к написанию нужно добавить маркетинговые фишки. В заголовки включать такие слова, как «акция», «свежее предложение», «бонусы». А в заключение вместо обобщения давайте ссылки на страницы продажников.
Еще один прием, который нужно использовать для продвижения сайта – seo-оптимизация новости. Включив в предложения пару ключей и сделав внутреннюю перелинковку, вы поможете своему ресурсу продвинуться в выдаче.
Перед вами классическая схема:
Знакомо, не правда ли? Большинство статей пишется именно по ней. Отличается же каждый вид содержанием блоков и характером работы над ними.
Заголовок в новостях обязан быть коротким. В идеале он должен уложиться в 70 знаков. Достигается умение писать заголовки путем тренировок. Есть хитрость, которой можно пользоваться на первых порах: представьте, что ваш заголовок — это телеграмма, которую нужно отправить в редакцию, а денег хватит только на 70 слов.
Все мы знаем об эффективности заголовков в продажах. Так что научитесь писать их правильно, пригодится обязательно.
Лид. В новостных текстах заголовок и лид дополняют друг друга. Лид содержит сжатую информацию о событии. Сюда нужно поместить информацию, которая бы уточнила смысл заголовка и сразу же заинтриговала читателей. И если не все прочитают до конца, то хотя бы узнают о событии, которому она посвящена. Постарайтесь уместить всю информацию в 2 -3 предложения. Проверьте, есть ли в них ответы на три главных вопроса: Что? Где? Когда? По своей сути эту часть текста можно назвать концентратом вашего сообщения.
Тело статьи. В этом блоке вы будете описывать подробности события. Важные детали, описание места действия, интервью с очевидцами, свидетелями или экспертами – все это придает вашему сообщению колорит.
Получить комментарии и задать вопросы экспертам можно не только с места событий, но и с помощью интернета. Включайте в свои тексты эти элементы, и вы сразу же почувствуете огромный интерес к ним со стороны читателей. Обязательно указывайте имена и должности тех, кто выступал в качестве экспертов.
Экспертные мнения и слова очевидцев обязательно оформляйте в виде цитат. Они зрительно разбивают монотонный текст и придают ему необходимую специфику. Но использовать их нужно в ограниченном количестве, три – четыре на одну новость максимум. Иначе у вас получится интервью.
Заключение или бэкграунд пишется не так, как в обычной статье. Здесь размещают предысторию события, рассказывают о предпосылках и взаимосвязях. А если вы пишете новости для поддержки продаж компании, то размещайте здесь ссылки на страницы продажников. И уложиться нужно в пару предложений.
Типы новостей – краткие и расширенные
Специфика работы в этой сфере заключается в скорости реакции автора на происходящие события. Часто бывает так, что срочно нужно сообщить о событии и времени на поиск дополнительной информации, комментариев экспертов и другие подробности нет. Тогда публикуются краткий вариант с минимальной информацией. Просто, чтобы зафиксировать событие.
По мере развития событий и поступления свежих новостей собирается материал для расширенного формата. Вы должны найти экспертов и пообщаться с ними, взять интервью у очевидцев, найти предысторию события. Дальше вы пишете расширенный вариант и указываете в заголовке, что это в дополнение к недавней публикации. Заголовки обычно содержат слова «продолжение», «вдогонку», «по новым данным». А тело разбивается на несколько абзацев, и используются подзаголовки.
Пять вопросов для проверки
Контрольные вопросы для проверки новостей на качество:
Написав текст, задайте себе эти вопросы и проверьте, получили ли вы на них ответ. Если ответ утвердительный, значит вы справились с заданием. И помните, что использование глаголов в текстах делает их самыми прицельными.
Где брать информацию
Обычно сюжеты для новостей сами на голову не валятся. Поэтому вам пригодятся советы опытных журналистов.
- Дружба с информаторами. Ресурс, для которого вы пишете, заточен под определенную тематику. Вы завязываете контакты с госструктурами, компаниями и фирмами из вашего информационного поля и получаете сразу несколько источников информации. Все они обычно заинтересованы в дружбе с вами, потому что получают еще один бесплатный вид продвижения. Пользуйтесь этим.
- Мощный источник – информагентства. Это целые заводы по выпуску новостей. Каждый сотрудник такого концерна привязан к конкретной отрасли. Он мониторит все, что попадает в его поле зрения и выдает информацию. Вам же важно не забывать ссылку на первоисточник. Так вы будете соблюдать авторское право и снимите с себя ответственность за достоверность.
- Пресс-конференции – для интернета не слишком популярный способ. Но для крупных городов – очень эффективный. Преимущество – свежая новость напрямую. Вы получаете цитаты и комментарии от официальных лиц.
- Пресс-релизы – официальные сообщения из первых рук. Налаживайте контакты с PR-службами и пишите все первыми.
- Новости госструктур и компаний. Для своего сайта вы определяете актуальную компанию и договариваетесь о том, что вам будут сообщать информацию. С компаниями наладить контакты проще. Они сами заинтересованы в такой бесплатной рекламе.
- Самостоятельное конструирование – предполагает грамотное пользование интернет-источниками. Вам нужно сконструировать новость из доступных вам источников. Это можно сделать так:
- Перевод из иностранного источника.
- Три — четыре источника, в которых самая интересная информация повторяется без искажений, свидетельствуют о том, что все реально. Можно перевести все три источника и приложить их как цитаты.
- Для туристических сайтов новостями могут служить различные традиционные народные праздники.
- Поиск интересных фактов в книге рекордов Гиннеса.
- Новости с улиц – посещение тематических выставок, конференций, мероприятий. Интересные события на улицах.
Перед публикацией
Прежде чем отправлять новость заказчику или публиковать у себя, нужно ее правильно оформить.
1 этап – вычитка и редактирование. Вычеркните предложения без глаголов. Уберите общие фразы, вводные слов, дубли текста.
2 этап – оформление. Заголовки и лиды лучше писать курсивом. Проверьте подписаны ли источники информации в стиле сайта.
3 этап – сопровождение. Добавляете фотографии с мест событий. Публикуете другие статьи по теме новости. Отслеживаете актуальность события и поддерживаете ее статьями.
Вот так выстраивается работа по созданию новостей. Даже если вы сами не станете писать новости, то найдете толкового автора, с которым будете сотрудничать. Зато теперь вы понимаете, что к чему, сможете правильно дать задание и проверить его.
Напишите в комментариях, хотелось бы вам попробовать себя в качестве ньюсмейкера?. Это может стать вашим уникальным предложением и поможет выделиться среди конкурентов. С вами был Павел Ямб.
В заголовке перед словом чтобы пропущена запятая, в начале текста вместо слова контент написано конетнт, в слове PR-служба пропустили тире.
На вычитку, увы, не хватает внимания. Часто пропускаешь самое главное.
Но как же, Юрий, может не хватить внимания на вычитку? А ошибки? Это же самое главное, чтобы новостной текст был без ошибок и имел смысл, иначе его никто не будет читать.
Иногда пересматриваю по утрам новости, и вижу теперь «откуда ноги растут». Много бывает схожих новостей, но только некоторые отличаются своими «изюминками».
Павел, прочитав следующий фрагмент я интересом стал разыскивать вопросы.
«Пять вопросов для проверки
Контрольные вопросы для проверки новостей на качество:
Написав текст, задайте себе эти вопросы и проверьте, получили ли вы на них ответ. Если ответ утвердительный, значит вы справились с заданием.»
К моему удивлению я их не обнаружил. Откройте, пожалуйста, свой секрет.
Привет, мой косяк — упустил при публикации.
Уже вставил, спасибо за комментарий:)
Ребята, вы большие молодцы. Мне приходится подрабатывать на написании статеек, теперь я во всеоружии. Благодарности нет границ!
Прочитав эти рекомендации по написанию новостей, я даже подумала, что теперь вполне готова писать такие новости сама. Конечно, чтобы не быть такой самоуверенной, нужно эти новости попробовать написать самой.
Всегда удивлялась оперативности новостей. Событие только-только произошло, а уже по всем каналам это обсуждается. Чаще всего, недобрые вести: теракты, крушения, ограбления. Хочется больше позитива видеть. Сама новости не писала ни разу, но вот момент про отделение курсивом части текста — зацепило. Решила попробовать на своем блоге.
Невьянск опять на безводье ! Воды нет с 14- 15 часов. Аварийная безмолствует. Народ в неведении : причина, кто что- то делает или...,когда вода вернётся, или...
Основа статьи очень здравая и весьма полезная. Часть советов задействовал в своей работе и получилось, пусть это звучит и не очень скромно, вполне неплохо. Во всяком случае делаю рассылку своих новостей через сервис PRonline и редко когда получается меньше трех десятков публикаций, а это хороший показатель.