Критика в свой адрес: как реагировать
Привет, с вами Павел Ямб.
Как мы все любим, когда нас хвалят, ценят, признают нашу компетентность... Вот слушали бы и слушали. И вдруг в это благостное состояние врывается какой-то нахал и начинает говорить, что ничего-то мы не знаем на самом деле, авторитет наш дутый и вообще, нужно сидеть в сторонке и не высовываться. После такого ушата холодной воды настроение куда-то девается, а негодяя хочется разорвать – пусть это даже кто-то из близких. Как реагировать на критику в свой адрес правильно? Именно это мы сегодня и обсудим.
По большому счету, критика является полезной и конструктивной, так как должна выявить слабые стороны в сделанном, сказанном, придуманном нами. Потому что взгляд с разных сторон позволяет составить более объективную картину, устранить незамеченные одним человеком слабые места и создать нечто более совершенное. Однако почему тогда говорят: «Собаки лают – караван идет»? На какие замечания стоит обратить внимание, а которые лучше пропустить без реакции?
Что стоит за словами
По большому счету, критикой называют анализ и обсуждение, а не кинутое вслед замечание. Критика конструктивна только если оценивают сделанное, а не сделавшего. «Ты ошибся» — можно отнести к критической оценке. «Ты дурак» — нет.
Я вот давно понял, что раз что-то критикуют, значит с этим чем-то проблема. Минимум, что надо сделать — задуматься.
Нельзя сказать, что критикующий абсолютно всегда руководствуется исключительно благородными целями. Если намерением является унизить другого человека, тогда это будет не критика, а злобный выпад. Именно он не стоит и ломаного гроша – он бесполезен, никак не поможет улучшить ситуацию. Его можно смело отметать в сторону.
Указание на недостатки – более конструктивный подход... если только он касается того, что можно изменить. «У тебя нос кривой» — такое высказывание сродни злобному выпаду, потому данная от природы внешность не может быть предметом конструктивной критики. Разве что «Твой длинный и загнутый нос можно визуально компенсировать длинными волосами».
Хотя, на самом деле, обсуждение внешности – очень скользкая тема. Даже тот, кто вроде бы готов слушать, может обидеться, услышав не то, что ожидал. Что уж говорить про обладателя неудачного носа, блаженно пребывающего в неведении относительно своего недостатка, и вдруг услышавшего в свой адрес такое заявление?
Рабочие моменты
Совсем другое дело, если критика касается профессиональной сферы: тут обиды неуместны. И все же они часто возникают непроизвольно. Как правильно реагировать на критические замечания?
- Соблюдение норм вежливого общения – лучший способ разобраться в ситуации без эмоций, не переходя на личности.
- Не нужно под влиянием эмоций отметать в сторону неприятную оценку, так как в ней может быть неприятная, но правдивая информация.
- Не стоит сразу приниматься оправдывать свою работу и допущенные ошибки: это никому не интересно, почему вы не доделали то и не заметили это, даже если у вас и были какие-то причины, работа должна быть сделана на уровне.
- Не переносите критические замечания на себя: да, вы могли допустить недочеты, но это не значит, что вы никчемный неумеха.
- Отстранившись от попыток ответить, оправдаться и самобичевания, оцените, насколько замечания имеют под собой реальную почву. Возможно, проблема не в некачественной работе, а в том, что не заметил или оценил неправильно собеседник.
Интересно с чего начать менять свою жизнь к лучшему?
Научись концентрации и подумай о тайм-менеджменте.
И повысь эрудицию здесь: //kak-najti-svoe-prizvanie-v-zhizni/.
Замечено: конструктивной критику считают те люди, которые искренне хотят совершенствоваться и расти профессионально. Обижаются и оправдываются те, кого устраивает собственный уровень. Подводя итоги нашего обсуждения, отвечу на вопрос, как относиться к критике: конструктивно!
До связи!
Представляете, смотрели с мелким мультик про лунтика, и наткнулся на серию про критику. Зачетно: